Система поддержки принятия решений — сложная структура с многочисленными компонентами. Рассмотрим гипотетическую компанию Footwear Sellers Company, которая производит обувь и предлагает ее покупателям по каналам прямых продаж и через реселлеров. Руководителям отдела маркетинга FSC необходимо извлечь следующую информацию из агрегированных бизнес-данных:
Прежде чем создавать систему, которая предоставит такую информацию, в FSC должны рассмотреть и решить три основных вопроса:
Как показано на рис. 1, эти вопросы можно соотнести с тремя основными компонентами системы поддержки принятия решений: сервер хранилища данных, инструментарий оперативной аналитической обработки и добычи данных и инструменты для пополнения хранилища данных.
Рис. 1. Архитектура систем поддержки принятия решений, которая состоит из трех основных компонентов: серверов хранилища данных, инструментария анализа и добычи данных и базовых средств хранилища данных |
Хранилища данных (data warehouse) содержат информацию, собранную из нескольких оперативных баз данных. Хранилища, как правило, на порядок больше оперативных баз, зачастую имея объем от сотен гигабайт до нескольких терабайт. Как правило, хранилище данных поддерживается независимо от оперативных баз данных организации, поскольку требования к функциональности и производительности аналитических приложений отличаются от требований к транзакционным системам. Хранилища данных создаются специально для приложений поддержки принятия решений и предоставляют накопленные за определенное время, сводные и консолидированные данные, которые более приемлемы для анализа, чем детальные индивидуальные записи.
Рабочая нагрузка состоит из нестандартных, сложных запросов, которые обращаются к миллионам записей и выполняют огромное количество операций сканирования, соединения и агрегирования. Время ответа на запрос в данном случае важнее, чем пропускная способность.
Поскольку конструирование хранилища данных — сложный процесс, который может занять несколько лет, некоторые организации вместо этого строят витрины данных (data mart), содержащие информацию для конкретных подразделений. Например, маркетинговая витрина данных может содержать только информацию о клиентах, продуктах и продажах и не включать в себя планы поставок. Несколько витрин данных для подразделений могут сосуществовать с основным хранилищем данных, давая частичное представление о содержании хранилища. Витрины данных строятся значительно быстрее, чем хранилище, но впоследствии могут возникнуть серьезные проблемы с интеграцией, если первоначальное планирование проводилось без учета полной бизнес-модели.
Инструментарий оперативной аналитической обработки и добычи данных позволяет проводить развернутый анализ информации. Базовые инструменты — средства извлечения, преобразования и загрузки — служат для пополнения хранилища из внешних источников данных.